Акселерация (лат. acceleratio - ускорение; синоним - акцелерация) - ускорение полового созревания, увеличение массы и длины тела и скорости её нарастания у детей и подростков. Отмечается со второй половины 19 веке. За последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5-1 см, масса тела - на 100-300 г; через каждые 10 лет рост детей в возрасте 5-7 лет увеличивался в среднем на 1,5 см, а масса на 0,5 кг; у подростков длина тела возросла на 10-15 см. Существенно изменились сроки полового созревания. Если в 19 веке в Европе менструации у девушек появлялись в возрасте 16-17 лет, то теперь, как правило, это происходит в 13-14 лет и раньше (в 10-12 лет). Те же тенденции роста и развития характерны и для мальчиков. В связи с более ранним половым созреванием современных подростков и юношей их раньше начинают интересовать проблемы любви, отношения между полами, у них раньше пробуждается половое влечение, что нередко влечёт за собой сложные конфликтные переживания. При этом увеличивается разрыв между уровнем физического развития и нравственно-психологической, социальной и гражданской зрелостью. Всё это ставит перед системой полового воспитания и просвещения особые задачи, целью которых должно быть стремление не столько удержать молодёжь от ранней половой жизни, сколько создать гуманистические установки и воспитать способность управлять своей сексуальностью.
В настоящее время термин "акселерация" употребляется в двух значениях: акселерация эпохальная (вековая тенденция, эпохальные изменения) и внутригрупповая акселерация. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического и психического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Сейчас значительно быстрее происходит развитие скелета (на 5 лет раньше, чем 50 лет назад) и эндокринной системы, обеспечивающей более раннее половое созревание (на два года раньше, чем в начале века). Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях организма. Нередко у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Акселерация физических показателей развития стимулирует и психическое развитие, поскольку между ними существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей. В связи с этим правильнее говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой – социальным прогрессом.
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического и психического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13 - 20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (к 15 – 17 годам) и несколько быстрее осуществляется психическое развитие.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что к наиболее существенным причинам относятся:
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2. Урбанизация населения и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
Другие предполагаемые причины акселерации: радиация и активизирующее влияние солнечной инсоляции, усиленная витаминизация детей и беременных женщин, возросшее употребление белков, влияние средств массовой информации. Но единой причины акселерации не установлено. Предполагают, что она вызвана всем комплексом меняющихся условий жизни. Акселерация вносит определённые изменения в характеристику возрастных границ каждого периода физического и психологического (включая половое) развития детей, но не отменяет их типичных характеристик.
Данные последних лет, полученные исследователями, свидетельствуют о снижении темпов физического развития детей и подростков. Очевидно, что акселерация – явление временное, связана она, прежде всего с модификационной изменчивостью морфофункциональных признаков человеческого организма и является отражением изменений, в том числе – медленных ритмических, условий среды обитания.
Наряду с акселерацией развития нередко встречается и ретардация развития (от лат. retardatio – замедление, задержка) – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых, педагогов и психологов главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри возрастных групп примерно такое же, как и акселерированных (13 – 20 %). Дети с замедленным физическим развитием требуют обучения по специальным программам, которые адаптированы к их возможностям и обеспечивают успешный образовательный процесс. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.
Биологические причины ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым – различные факторы социального характера.
Исследования процессов роста и развития у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста и развития. Например, у детей и подростков высокогорья (Памира и Тянь-Шаня, Анд и др.), где существенно ниже содержание кислорода в воздухе, процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с их сверстниками равнинных и низкогорных районов.
Педагогам и психологам необходимо учитывать, что адаптационные возможности развивающегося организма значительно меньше, чем у взрослого человека. Медико-биологические исследования процессов адаптации детей при поступлении их в ясли, детский сад и школу свидетельствуют о напряженной деятельности всех физиологических систем детского организма, что приводит в некоторых случаях к задержке физического развития, снижению резистентности организма и развитию различных заболеваний.
Обнаружено, что степень напряжения физиологических систем ребенка при резкой смене условий жизни определяется состоянием его нервной системы, его возрастом (эндогенные факторы) и адекватным воспитанием (экзогенные факторы ). Дети с сильной нервной системой и уравновешенными нервными процессами, эмоционально менее возбудимые, обладают большими адаптационными возможностями. Значительное влияние на ход адаптации ребенка оказывает неблагополучный "биологический" анамнез ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагополучные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга.